Родители часто сокрушаются, что у них балованные дети.
А кто их делает такими?
Дети делают ровно то, что позволяет им взрослый, который находятся в этот момент рядом. У детей нет сформированных норм и правил поведения. До определенного возраста они не знают что хорошо, а что плохо и как приемлемо поступить, а как нет. И дети учатся этому только от нас, взрослых. Каждый ребёнок проверяет опытным путем грани дозволенного.
Дети, совершая определенный поступок, смотрят на реакцию взрослого, в этот момент и формируется картина мира ребенка. Картина того, что можно, а что нельзя делать, что хорошо, а что плохо. И часто родители позволяют ребёнку гораздо больше, чем себе, делая неприемлемое поведение “нормальным” и “естественным”. Потом они не могут справиться с “неадекватным” поведением своего повзрослевшего чада.
Теперь в картине мира ребёнка это нормальное явление и он не является балованным.
Иногда мы расстроены, иногда уставшие и хотим отдохнуть. И не всегда замечаем, что здесь и сейчас ребёнку нужно было отказать или ограничить его в чем-то, либо объяснить что этот поступок “не очень”. Всегда есть шанс исправить ситуацию. Да это сложнее, но это возможно сделать. И поверьте родители, чем дольше ребёнок продолжает делать набор определённых действий, который вам не нравится, тем более естественными (автоматизированными) они становится.
Процесс автоматизации запускается быстро, особенно если действие подкрепляется реакцией/эмоцией (неважно положительная или негативная эмоция, в любом случае получено внимание). И мозг ребёнка привыкает работать определённым образом, организм привыкает вырабатывать определённый набор гормонов на определённые действия. И тогда процесс переучивания будет стрессом,так как всему организму придётся перестраивать свою работу. Разрешая ребёнку делать определённые поступки/действия или ведя себя не корректно перед/рядом с ребенком мы создаем предпосылки для формирования у ребёнка нормы поведения и не всегда эти нормы социально приемлемы в обществе.
Балованные дети
