Нейрогимнастика
Нейрогимнастика — это название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции).
Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие.
Также нейрогимнастика полезна детям для общего психофизического развития.
Психомоторная коррекция направлена на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга.
Если у ребёнка есть неврологическое заболевание — это уже значит, что какие-то структуры мозга испытывают дефицит развития, который необходимо восполнять.
Хорошее интеллектуальное развитие обеспечивается нам не размером мозга, а количеством нервных связей между структурами мозга и хорошим мозговым кровообращением.
Именно с помощью движения мы создаём новую нейронную связь. Когда мы получаем сенсорный стимул и в ответ начинаем движение, происходит образование новой нервной связи. Без движения это просто невозможно. Для примера можете представить себе глаз, который не реагирует на свет или ухо, мышечная система которого не сокращается в ответ на звуковой сигнал — это будет значить, что мы ничего не видим и не слышим. Поэтому движение — это не только жизнь, но и интеллект. Нет движения — нет получения опыта и новых знаний, вместе с тем нет и новых нейронов.
Любая двигательная активность будет стимулировать развитие мозга, но особенно, если это будут координированные движения, непосредственно направленные на развитие необходимых психомоторных функций.
Нейрогимнастика включает в себя комплексы упражнений, направленных на развитие подкорковых структур, межполушарных связей, связей между корой и подкорковыми структурами (у детей с РАС как раз и отмечается дефицитарность связей между корой и подкоркой, а также неправильное функционирование последней, что проявляется в гипер или гипотонусе, утомляемости, малой концентрации внимания).
Двигательная нейропсихологическая коррекция включает в себя следующие комплексы упражнений:
• Дыхательные упражнения: насыщают мозг кислородом.
• Растяжки: работа с мышечными дистониями и гипертонусом.
Напряжённые мышцы при гипертонусе, например, сообщают мозгу о том, что организм находится в стрессе и к обучению (получению новых знаний) не готов. Тогда все сенсорные стимулы от ствола мозга не поднимаются к коре больших полушарий, потому что лимбическая система их не пропускает, воспринимая их как стрессовую ситуацию. Как только мышцы во время растяжки расслабились — наш мозг готов к обучению, и лимбическая система воспринимает их как приключенческий и познавательный опыт, и сигналы беспрепятственно поднимаются к коре мозга. Тот же эффект происходит при расслабляющем массаже.
• Упражнения на развитие межполушарных связей: для согласованной работы обеих полушарий, для развития аналитико-синтетической деятельности мозга, для развития произносительной и понимающей части речи, для улучшения скорости переработки информации;
• Упражнения на развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации: детям, у которых есть задержки речи, сенсомоторная коррекция необходима в первую очередь, потому что моторные центры (двигательные) и речевые находятся рядом в головном мозге. Вот почему развитие крупной и мелкой моторики стимулирует развитие речи у детей. Упражнения на зрительно-моторную координацию развивают глазодвигательные функции у детей совершенствуют точность движений, моторную ловкость, расширяют зрительное поле, делают взгляд живым, позволяют тренировать быстрый приём информации через зрительный анализатор, подготавливают руку к письму, корректируют почерк.
• Упражнения на развитие ловкости и координации движений.
• Упражнения на развитие пространственной ориентации и формирование схемы тела: на занятиях, выполняя различные упражнения, улучшаются функции сенсорной интеграции, ребёнок лучше чувствует своё тело, точнее пользуется им, тем самым развивается плавность движений, ловкость, большая часть энергии мозга направляется на интеллектуальную деятельность, сенсорные стимулы начинают восприниматься адекватно.
На занятиях ребёнок повторяет движения инструктора, играет в паре в мяч, учится подстраиваться и координировать свои движения в зависимости от движений партнёра — всё это тренирует основы успешной коммуникации.
Каждое упражнение заставляет ребёнка сосредотачиваться на его выполнении, постепенно увеличивается сложность упражнений — всё это развивает концентрацию и произвольность внимания.
Именно двигательная активность стимулирует вестибулярный аппарат, который в свою очередь стимулирует кору полушарий, ответственную за интеллектуальные функции, как бы сообщая ей, что организм бодрствует и готов к обучению. Если человек находится в пассивном состоянии, то и вестибулярная система не работает и не активизирует кору. Вот почему важно вести активный образ жизни — это полезно для интеллекта, в частности, для усвоения новых знаний.
По мере овладения упражнениями ребёнок становится более уверенным в себе, и таким естественным образом улучшается эмоциональное состояние ребёнка. Эмоции, за которые отвечает лимбическая система в головном мозге, определяют разрядку нейропередатчиков, которые усиливают или ослабляют наш иммунитет. Радость, горе, удивление — всё это влияет на нашу иммунную систему.
Таким образом, нейрогимнастика способствует улучшению психического и физического развития детей.
ЛФК
ЛФК или лечебная физкультура для детей – это особый комплекс занятий, который устраняет последствия физических или психических травм. Основой таких занятий становится природная потребность каждого человека в двигательной активности.
Физкультура – не просто способ терапии, но и профилактика различных отклонений.
ЛФК становится чуть ли не основным компонентом купирования большого количества детских заболеваний. Также этот отличный способ профилактики заболеваний.
Занятия пойдут на пользу и полностью здоровым ребятам, и малышам, страдающим различными заболеваниями:
— опорно-двигательного аппарата;
— сердечно-сосудистой системы;
— органов дыхания;
— желудочно-кишечного тракта.
Выполнение различных комплексов ЛФК детьми, кроме своей основной пользы, позволяет добиться оказания дополнительных положительных эффектов на организм ребенка:
* происходит равномерное укрепление основных мышечных групп, а также костных и соединительных тканей;
* улучшается работа суставно-связочного аппарата;
* происходит профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата и ортопедических дисфункций;
* тренируется сердечная мышца, укрепляются стенки сосудов;
увеличивается объем легких;
* организм насыщается кислородом, что приводит к улучшению работы всех систем;
* улучшается координация движений;
* уменьшается количество жировых отложений в теле ребенка и происходит профилактика появления лишних килограммов;
* нормализуются обменные процессы в детском организме;
* стабилизируется баланс процессов возбуждения и торможения нервной системы ребенка;
* повышается иммунитет;
* улучшается самочувствие.
Адаптивная физкультура
Адаптивная физическая культура (АФК) является формой физического воспитания, предназначенной для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Это средство реабилитации и социализации, которое включает в себя физическое воспитание и физическую культуру и адаптивный спорт.
АФК — это не просто комплекс физических упражнений, это целая система мероприятий, которая позволяет значительно улучшить психическое и физическое состояние ребенка, приобщить их к посильным физическим упражнениям и умению управлять своим состоянием.
В основе АФК лежит стимульный подход, где основным фактором является коррекционно-развивающая среда, т. е. условия, которые способствуют формированию собственной мотивации ребенка к выполнению упражнений.
Для детей с ОВЗ очень важно определение зоны ближайшего развития, для разработки индивидуальной программы занятий и поэтапного («от простого к сложному») освоения тех или иных навыков. Определяющим элементом является создание ситуаций успеха при выполнении упражнений, для выработки уверенности в своих силах и создания более устойчивой собственной мотивации.
Практически не существует заболеваний, при которых методы адаптивной физкультуры не оказались бы полезными. Эффективность зависит от правильного подбора упражнений, их интенсивности и частоты.
АФК формирует у ребенка:
- осознанное отношение к своим силам
- способность к преодолению не только физических, но и психических барьеров
- компенсаторные навыки (использование функции разных систем и органов вместо утраченных или нарушенных)
- потребность быть здоровым (насколько это возможно) и вести здоровый образ жизни
- стремление к повышению работоспособности
- осознание необходимости непрерывного роста и развития для решения более сложных задач
Нейробатут
Виброплатформа
Быстрое движение тренировочной платформы вызывает наклонные движения таза, такие же, как при ходьбе, но с большей частотой.
Для компенсации, тело отвечает ритмичными сокращениями мышц, попеременно с левой и с правой стороны. Способность вибраций проникать на глубину позволяет проводить стимуляцию глубинных мышц и тканей, внутренних органов.
Вибрации стимулируют обмен веществ в тканях и клетках, улучшают кровообращение, активизируют регенеративные клеточные функции, уменьшают спастику мышц, увеличивают силу и работоспособность мышц, улучшают баланс и координацию движений, увеличивают скорость ходьбы и повышают устойчивость походки, укрепляют кости.
ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ:
- Повышение производительности и силы мышц
- Наращивание мышечной массы после иммобилизации
- Профилактика остеопороза
- Тренировка мышц дна таза
- Улучшение функционирования мышц
- Улучшение растяжки и гибкости
- Расслабление мышц, профилактика проблем со спиной
- Тренировка балансирования и координации
- Профилактика падений
Тренажерный зал
Занятия по развития проприоцептивной системы